Главная страница
Ссылки

НЕСКОЛЬКО ТЕЗИСОВ К ИСТОРИИ ГРАВЮРЫ

1-3 4 5 6 7 8 Часть 9

Но, разумеется, каждая техника гравюры имеет свои характерные черты или качества, которые нуждаются в специальном рассмотрении. Здесь мне хотелось бы только выдвинуть гипотезу, что возможности, законы или свойства каждой гравюрной техники определяются в целом той эпохой, когда она родилась: каждая техника как бы продолжает сохранять, заключать в себе существенные черты искусства того времени. (К сожалению, для большей внятности этого предположения мне придется повторить некоторые определения, которые уже были даны выше.)
Так, в обрезной гравюре на дереве, возникшей на рубеже XIV—XV веков, легко увидеть свойства позднесредневекового искусства: синтетичность решений, экспрессивность, обобщенность формы, ее выразительный лаконизм — ее знаковость. Такой она предстает перед нами во всех своих высших проявлениях — от ранних анонимных мастеров до экспрессионистов. И если мы захотим искать в других видах искусства некоторую аналогию обрезной ксилографии, то ею будут готический витраж, средневековая фреска или ранняя шпалера (с этим, кстати сказать, связаны и всегда сильно ощущаемые декоративные качества обрезной гравюры).trinitymodel.narod.ru
Появившаяся несколько позже резцовая гравюра на металле всегда продолжает нести в себе черты пластического стиля раннего Возрождения. Она близка скульптурному рельефу и также требует завершенности фигур, чеканности форм — при факультативности пейзажа, фона и т. д.: ведь и стиль живописи кватроченто также ориентирован на рельеф. Это определяет весь метод резцовой гравюры — большое физическое напряжение при работе, которое как бы переходит в образную ткань произведения; из метода рождается эстетика — пластически законченный образ, характерный действенностью и выявленностью деталей. И как ренессансная пластика превращается в классицизм и потом деградирует в салон, так и резец, все более стандартизируясь в своих приемах, увеличивает холодное, бездушное техническое совершенство и, наконец, деградирует в «гравюру для банкнот», продолжая тем не менее сохранять — пусть сугубо формально, внешне — черты статической пластичности видения.Ф. Пармиджанино
Положение во гроб
Ок. 1530
ОфортЭ. Мане
Очередь в мясную лавку
1870
Офорт
Но если эстетика резцовой гравюры близка к рельефу, то эстетика офорта тяготеет к рисунку. Офорт родился в руках мастеров живописного рисунка XVI—XVII веков, и эта маньеристически-барочная концепция пластики с особым интересом к текучести формы, со стремлением передать самое становление образа как бы навсегда отложилась в офорте, и не случайно мы оцениваем всякий офортный лист в меру того, как в нем воплощаются эти качества. Проблема non finita, незаконченности, поставленная на рубеже маньеризма и барокко, есть одновременно и вечная проблема офорта как искусства. Это обусловливает всю систему штриховедения в офорте — длинные, текучие, продолжающиеся линии или короткие штришки, сгущающиеся в пронизанную светом массу, как бы фиксация какого-то мгновения в движении теней, в изменчивости света. У всех значительных офортистов — от Пармиджанино до Уистлера — мы обнаруживаем такое понимание языка офорта. Намек, некоторая недоговоренность, стремление во время работы выдержать темп скольжения иглы, полная необязательность заполнения всего прямоугольника доски (сравним с резцовой гравюрой, эстетика которой как раз требует полной проработки всей гравюрной плоскости), большая роль бумаги — все это сближает офорт с рисунком. Не случайно лучшими офортистами всегда были замечательные рисовальщики — вплоть до Пикассо.trinitymodel.narod.ru
Слишком молодая литография не дает еще достаточно исторического материала для подобных обобщений, а отмеченная выше ее техническая нейтральность позволяет работать на камне в самом широком диапазоне стилей и манер. И тем не менее можно утверждать, что настоящая литография — а не просто рисунок на камне — до сих пор продолжает оставаться детищем открывшего ее романтизма. Контрасты таинственной тьмы и сверкающих вспышек света, колористическое богатство отношений, динамичность и энергичность штриха, общая эмоциональность тона — все эти свойственные романтизму качества определяют и эстетику литографии как искусства — от Жерико до Купреянова.
И, наконец, говоря о репродукционных техниках, можно было бы в каком-то смысле сказать, что они не имеют своей эстетики. Но это, конечно, не вполне верно: ведь у них есть свой язык, следовательно, должна быть и своя эстетика. Однако характерно, что мы оцениваем гравюры этих техник преимущественно в терминах живописи (тонкость тональных переходов, мягкость моделировки и т. п.), утверждая этим, что эстетика их вторична. Если взять в качестве примера меццотинто — как наиболее художественно тонкую и привлекательную из этих техник — то следует иметь в виду, что оно было вызвано к жизни для воспроизведения тональной живописи английских мастеров XVIII века, и когда тональная живопись в Англии кончилась на Констебле (которого воспроизводил последний английский меццотинтист Д. Люкес), то меццотинто просто перестало существовать. Это как бы предельный случай связанности определенной техники гравюры с эпохой своего появления; здесь эта сцепленность так сильна, что техника вообще не имеет потенций для каких-либо изменений.

Предыдущая часть

Главная страница
Ссылки

Используются технологии uCoz