Главная страница
Ссылки

НЕСКОЛЬКО ТЕЗИСОВ К ИСТОРИИ ГРАВЮРЫ

1-3 4 5 6 Часть 7 8 9

Репродукционную гравюру убила литография. Изобретенная в последние годы XVIII века, литография очень скоро обнаружила важнейшее качество: полную нейтральность, а следовательно — имитационные возможности. В литографии можно было сымитировать все — линию резца, штрих офорта, бархатистую черноту меццотинто, нежный тон пунктира. Изысканные, кропотливые и требующие огромного времени и труда старые техники не могут этому противостоять: к концу первой четверти XIX века все репродукционные техники отмирают, резец уходит в чистое ремесло, в «портрет на банкнотах», ждет своего времени офорт.
Лишь еще одна техника торжествует в XIX веке наряду с литографией — это молодая разновидность ксилографии — торцовая гравюра на дереве.
Что объединяет литографию и торец? Способность воплощать в гравюре свет, сугубый интерес к тону, новая трансформация живописности. Эти техники родились в предчувствии основных художественных поисков XIX века. Кажется, что если бы современники их появления были более чуткими, они бы из одних этих техник могли вывести эволюцию европейского искусства всего прошлого века.
Но если в литографии имитационные качества очень скоро отошли на второй план, а затем и вовсе исчезли, то торцовая ксилография к этому же времени оказалась полностью ими поглощена.Дж. Сколари
Христос в терновом венце
Ок. 1580
Ксилография
История гравюры на дереве стоит несколько особняком в ряду других техник. Достигнув чрезвычайных высот в XV — начале XVI века, она полностью умирает как художественное явление более чем на двести лет. И причину такого неожиданного упадка следует видеть все в том же экстенсивном распространении эстетики резцовой гравюры на всю печатную графику. Во второй половине XVI века резец становится стандартным образцом, и ксилография пытается подражать его языку (Штиммер) или искать свой аналогичный язык (Сколари), — но в ней не оказывается достаточного уровня технологической гибкости, а опосредованный ее характер при этом не позволяет внести в нее личную интонацию, как это позволял офорт. Ксилография начинает восприниматься как техника приблизительная, грубая, «варварская» (еще в 1766 Папильон безуспешно пытается перебороть подобный взгляд), уходит даже из книги и практически совсем исчезает из гравюры.
Торец воскрешает эту мертвую технику, но в самой технологии его крылась фатальная опасность: на торце работают штихелями резцовой гравюры, и вся стандартизация, все старые шаблоны оживают под этими штихелями и на дереве. Торцовая ксилография очень скоро уходит в ремесло, в иллюстрацию, она увлекается рассказом, мелочами, она сама становится стандартной репродукционной техникой нового времени. Более того, строгая систематичность резцовой гравюры, ее пластическое напряжение, пусть даже ослабленное, внешнее в этот поздний период, мешают воспроизводить подробное детализирование, мелочное описательство, характерное для искусства эпохи. А гораздо более податливая, более нейтральная относительно штриховедЕния торцовая гравюра это позволяет. Поэтому репродукционной техникой XIX века стал торец. Бидермайер, салон, передвижничество находят в нем своего выразителя в гравюре.
Показательно, что «Британские птицы» Т. Бьюика выходят в 1797 году, тогда же А. Зенефельдер открывает литографию, и уже через пять лет Т. Веджвуд делает первый отпечаток под действием света на химически чувствительной бумаге. Так почти одновременно появляются на свет торцовая ксилография, ее соперник — литография и ее могильщик — фотография (около 1860 года ксилограф Т. Болтон впервые покрывает светочувствительным слоем поверхность своей доски и режет уже не по рисунку пером, не по наброску кистью, но по фотографии).
Ведущими гравюрными техниками XIX века становятся литография и офорт. Необыкновенные тиражные возможности литографии, ее изобразительные, фактурные и тоновые свойства сделали литографию наиболее художественной техникой века. И этому способствовало ее замечательное качество нейтральности: камень подчиняется любому стилю, любой манере, техника здесь полностью подчинена воле художника, она не диктует ему, как это было во всех старых техниках, включая даже и офорт.trinitymodel.narod.ru
Тем более, что после появления фотомеханики тиражные возможности литографии сильно потеряли в своем значении. Она могла развивать только художественные усилия, специфические выразительные свойства (и в этом причина все большего преобладания выразительного, экспрессивного начала в графике второй половины XIX века над изобразительным, которая в свою очередь находит выражение в репродукционной ксилографии и фотомеханике).Э. Делакруа
Иллюстрация к «Фаусту» Гете
1828
Литография
Постоянно рождаются все новые концепции литографии. Делакруа, Домье, Мане, Каррьер, Редон, Лотрек отличаются каждый от другого в своем понимании художественной специфики гравюры на камне так, как в этом смысле не отличаются друг от друга мастера любой иной техники во всю историю гравюры.
Поэтому офорт соперничает с литографией несколько десятилетий, но все больше соскальзывает в салонную виртуозность (Цорн, Легран, Раффаэлли, Элле, Больдини) и начинает искать новые, драматические возможности (Клингер, Кольвиц, Бренгвин).
Начинается XX век с его явным превалированием выразительного начала над изобразительным, и гравюра обретает новые силы. Более того — гравюрный стиль начинает влиять на другие виды искусства. Нынешний расцвет гравюры — свидетельство окончательной эмансипации ее от других искусств.

Предыдущая частьСледующая часть

Главная страница
Ссылки

Используются технологии uCoz