Главная страница
Ссылки

НЕСКОЛЬКО ТЕЗИСОВ К ИСТОРИИ ГРАВЮРЫ

1-3 4 Часть 5 6 7 8 9

Обозначив универсальность, личностность и гибкость офорта, попробуем проследить, что происходит после его изобретения с резцовой техникой.
Резцовая гравюра соединяет в себе как бы два начала: момент напряженности формы, активности пластики, то есть энергетический элемент, и начало нивелирующее, статическое, уравновешивающее, то есть элемент упорядочивающий. У Мантеньи и художников его круга, у Поллайоло верх берет первое из названных начал. У Дюрера оба элемента объединяются в абсолютном равновесии. Но уже у Луки Лейденского, а особенно в последюреровском резце (братья Бехамы, Альдегревер и т. п.) все более преобладают черты второго элемента. Это можно обобщить в такую рабочую схему: в кватроченто вперед выступают энергетические свойства резца; упорядочивающая система Высокого Возрождения находит адекватное выражение в упорядочивающей системе резцовой гравюры, сохраняющей еще энергетическое начало недавнего прошлого; но чем дальше, тем больше верх берут нивелирующие его свойства — с одной стороны, строгая логичность, конструктивность, абстрактность штриховедЕния, с другой — виртуозность, тенденция к иллюзорности, к передаче поверхности предмета. И если первое свойство закономерно адаптируется классицизмом XVII века, то второе, особенно в XVIII веке, прямо ведет к репродукционному истолкованию.trinitymodel.narod.ru
Резец — первая из репродукционных техник гравюры. В этом своем качестве он зарождается в Италии; уже Боттичелли делает рисунки для гравюр и Бальдини переводит их в резец, школа Мантеньи воспроизводит рисунки своего учителя. На Севере репродукционная гравюра появилась позднее, там были копиисты — Израэль ван Мекенем или Венцель из Ольмютца, копировавшие Шонгауера или Дюрера, но не репродукционисты. Можно предположить, что в этом вообще сказывается протестантское, северное происхождение гравюры, где она гомогенна, тогда как на юге она первоначально только средство — почему там раньше улавливают ее репродукционные, популяризаторские возможности.Г. Гольциус
Геркулес
1589
Резцовая гравюра
Однако история собственно репродукционной гравюры начинается с Маркантонио Раймонди. Под воздействием гравюр Дюрера он выработал схему штриховедЕния, пригодную для перевода скульптуры или картины с отчетливой пластикой в гравюрную репродукцию. Он создавал при этом как бы сеть линий, позволяющую ему передавать выпуклости и вогнутости форм, минуя другие, более личностные свойства оригинала (колорит, фактура, взаимоотношение формы и света и т. п.).
Следующий шаг был сделан Корнелисом Кортом, открывшим, что сам резцовый штрих способен варьироваться по толщине, набухая в иных местах, утончаясь в других, сходя на нет в окончаниях. Этим воспользовался и сильно педалировал сам прием Гольциус, который не только подобным пульсированием линий преувеличивает мускулистую рельефность своих фигур, но подчас использует его в почти пародийных целях («Геркулес»), причем кажется, что художник пародирует здесь не только мифологические образы, но и саму резцовую технику (впоследствии эти набухания и сужения, эта пульсация линий используются преимущественно в целях виртуозности, особенно в репродукционной гравюре XVIII века — семейство Древе, семейство Одранов и т. д.).trinitymodel.narod.ru
Окончательную стандартизацию резцовой репродукционной гравюры совершила мастерская Рубенса, научившись переводить все виды живописи — от беглого наброска до законченной картины — в гравюру одного типа штриховедения. Рождается выработанный, окончательно рационализированный синтаксис, строгая, регулярная, систематическая линеарная структура, пригодная для перевода на свой язык всех видов искусства.К. Меллан
Портрет Пейреска
1637
Резцовая гравюра
К. Меллан	
Плат св. Вероники	
1649
Резцовая гравюраВ этом процессе стандартизации надо отметить роль издателей гравюр (из ранних, деятельность которых относится еще к XVI веку, назовем Иеронима Кока в Антверпене и Антонио Лафрери в Риме). В своем стремлении к широкому сбыту, к разнообразию сюжетов, к быстроте исполнения они выработали своеобразное разделение функций: гравер резал доску по черно-белому рисунку рисовальщика, сделанному с картины живописца или скульптуры ваятеля. Резцовая гравюра вследствие этого оказывалась не столько копией с копии, сколько переводом с перевода, — все индивидуальное, характерное исчезало, оставались лишь общие места, что, естественно, поощрялось издателями, чьим именем часто только и подписывалась гравюра: вся продукция должна была иметь единый стиль, удовлетворить этому можно было, лишь приняв определенную безличную линейную структуру, годную для всего. Рубенс был прямым наследником Кока и Лафрери и сыграл еще более роковую роль в этой стандартизации языка.trinitymodel.narod.ru
Для этого торжества застылого синтаксиса, может быть, показательнее всего история портретной гравюры резцом.А. Ван Дейк
Портрет Я. Снеллинкса
Ок. 1630
Офорт
А. Ван Дейк и П. де Кодде
Портрет Я. Снеллинкса
Ок. 1630
Офорт, резцовая гравюра Меллан строит свои резцовые портреты как строго рациональную структуру: редкие параллельные линии, почти без перекрещивания — чистая формула графичности, как бы воплощение картезианской логики (логичность штриховедения Меллана приводит его к мысли, что одной артикулированной линии достаточно для изображения, что штриховка вообще избыточна, и он режет «Плат св. Вероники» одной бесконечной артикулированной, пульсирующей спиралью). Но уже законченные резцом профессиональных граверов офортные портреты Ван Дейка примечательны, в первую очередь, своим выработанным схематизмом: одинаковые завитки волос, кривые линии, проложенные точками в тенях, концентрические круги зрачков и т. п. Именно эти законченные листы из «Иконографии» стали образцом для последующей портретной гравюры резцом (даже примененная Ван Дейком офортная подготовка для дальнейшей работы штихелем стала стандартным приемом в XVIII веке). И Нантейль, и Эделинк — вершины резцового портрета — разрабатывают на этой основе трудоемкую систему, которая позволяет переводить любой живописный или рисуночный портрет на язык резцовой гравюры, — отчетливо моделированная сетка характерных для резца равномерно изогнутых, упругих штрихов, связанных тонким пунктиром точек. Структура поглощает все, диктует самый характер образа: между резцами Нантейля, делавшего портреты, как правило, по собственным рисункам, и Эделинка. всегда исполнявшего их по чужим живописным оригиналам, нельзя найти различия — первые нисколько не более личностные, чем вторые. Такая выработанная система позволяла отдавать доску помощникам, которые гравировали значительную ее часть. Именно такого типа резцовый портрет дошел почти до нашего времени в виде печально знаменитых «портретов на стали».Р. Нантейль
Портрет Людовика XIV   
1664
Резцовая гравюра
Ж. Эделинк
Портрет Якова II
 Резцовая гравюра
По картине Ф. де ТруаХарактерно, что резцовая гравюра при всей своей стандартности, шаблонности оказалась господствующей техникой — не только количественно, но и определяющей всю эстетику гравюры. Даже обрезная ксилография — технологически противоположная резцу — уже в XVI веке попадает под его воздействие. А про офорт и говорить нечего, Ван Дейк вообще не решается исполнить «Иконографию» в этой технике, отдавая свои замечательные офортные доски ремесленникам резца; Калло — первый профессиональный офортист — старается максимально приблизить штрих своих офортов к резцовому; а из первого руководства по гравюре А. Босса (1645) вплоть до последнего его издания, полностью переработанного Н. Кошеном Младшим (1758), видно, что для этих законодателей гравюры идеал офортной линии — линия резцовая. Надо было обладать или фанатизмом Сегерса, или независимостью Рембрандта, чтобы выйти из-под диктата резца.

Предыдущая частьСледующая часть

Главная страница
Ссылки

Используются технологии uCoz