Главная страница
Ссылки

НЕСКОЛЬКО ТЕЗИСОВ К ИСТОРИИ ГРАВЮРЫ

1-3 Часть 4 5 6 7 8 9

Гравюра рождается почти одновременно как ксилография и как резец. В этом техническом дуализме повинно время ее появления — конец средневековья и начало Ренессанса. К северу от Альп господствует гравюра на дереве, и в ее яркой декоративности, отчетливой контрастности языка, максимальном стремлении к экспрессивности образа, к драматизму, обобщению, выделению основного — во всем мы видим характерные черты средневекового художественного мышления. В ксилографии XV века композиция и каждая ее деталь — это знак образа в гораздо большей степени, чем изображение натуры. Может быть, именно знаковость ксилографии позволяет с такой последовательностью разделять художника и резчика: знак по самой своей природе внеиндивидуален, безличен.
(Заметим, что орнаментальность, декоративность решений наблюдаются в это время и в гравюре на металле, но характерным образом в гравюре северной, складывающейся вокруг ксилографии: это шротблатт, Мастер игральных карт, Мастер E. S.— вплоть до Шонгауера и Штосса.)
И показательно, что ксилография приходит в полный упадок уже начиная с XVI века, когда общее развитие европейского искусства почти полностью вытесняет знаковое начало за счет усиления натуралистических тенденций. И возрождается ксилография лишь в XX веке — вместе с возвращением изобразительного искусства к системе экспрессивного знака — иносказания.
Аналогичную детерминированность техники, зависимость ее от характера искусства эпохи мы видим в резцовой гравюре.А. Поллайоло
Битва обнаженных
Ок. 1470
Резцовая гравюра
Резец как вид искусства — это итальянское изобретение. Если не считать книжных иллюстраций, то Италия XV века не знает, по сути дела, других техник.А. Дюрер
Немезида
Ок. 1502
Резцовая гравюра
Резцовая гравюра во всем противоположна ксилографии. Тонкие линии, варьирующиеся нажимом штихеля, большое физическое напряжение при работе и отсюда — строжайшая систематичность и дисциплина штриховки, дающей моделировку почти рельефную, — вот что такое резцовая гравюра.trinitymodel.narod.ru
И итальянские мастера XV века выявляют как раз эти пластические свойства резца. От авторов тарокки и Пророков и Сивилл до Поллайоло, Мантеньи и Дзоан Андреа — все они приходят в своих гравюрах к сугубой пластичности, нередко монументальности, определенности, но часто и к, внутренней неподвижности образа, к статуарности. Техника резцовой гравюры полностью сливается с образным характером кватроченто. Окончательную роль в этом процессе играют резцовые гравюры Дюрера. Ранние итальянские мастера не заботились о том, чтобы штриховедЕние соответствовало форме, они вели параллельные ряды косо положенных линий, для передачи пластики и энергии варьируя силу этих линий (Мантенья) или прокладывая тонкую короткую штриховку, выявляющую мускулатуру фигур (Поллайоло). Дюрер впервые стал вести резцовые штрихи по форме фигур и предметов, чем особенно выявлялись рельефные, пластические возможности этой техники. Его резцовые гравюры, такие как «Немезида», «Адам и Ева», «Рыцарь, Смерть и Дьявол» — шедевры именно кватрочентистского мироощущения: человек активный, действующий, подчиняющий себе окружающий мир — их единственный герой.
И разрушение такой концепции мира, появление новых художественных идей, в особенности связанных с маньеризмом, делают резцовую гравюру — с ее статичностью, подчеркнутым интересом к физической характеристике, законченностью композиции — техникой архаической, непригодной для выражения нового, и рождает необходимость в техниках иных. На смену резцу приходит офорт.А. Мантенья
Мадонна с младенцем
Ок. 1480
Резцовая гравюра
Ф. Пармиджанино
Св. Таида
Ок. 1530
ОфортСтоит сравнить два любых, в одно время сделанных листа, исполненных в этих техниках, но близких по теме и схожих по композиции, например, резцовую гравюру Мантеньи «Мадонна с младенцем» и офорт Пармиджанино «Св. Таида», чтобы увидеть, как скульптурность пластики, продуманность и завершенность композиции, строгая система штриховедЕния и известная застылость образа сменяются в офорте легкостью и непосредственностью штриховки, подчеркнутой эскизностью, растворением объема в световоздушной среде, подвижностью, а часто неопределенностью характеристики. В самой офортной технике разрушается ренессансное видение мира, определяющими становятся движение и живописность. И о том, что эти свойства как бы сращены с самой офортной техникой, свидетельствует то любопытное обстоятельство, что впервые их открывает Дюрер в своих офортах «Человек в отчаянии» и «Плат св. Вероники», где можно видеть и психологизм, и динамичность, и эскизность композиции, — но все это лежит в стороне от основной линии его искусства, и Дюрер оставляет офорт для резцовой гравюры.Дж.-Б. Пиранези
Лист из серии «Виды Пестума»
1778
Офорт
Но все большее число выдающихся художников привлекает офорт, они открывают в нем все новые и новые присущие ему свойства; Пармиджанино — эстетику неоконченного, Бароччи — световую динамику, Калло — возможности сопоставления разномасштабного, Ван Дейк — остроту непосредственного видения, Сегерс — воплощение величественного и фантастического, Рембрандт — процесс становления и отсюда — психологизм, Пиранези — колорит и живую жизнь пространства, Тьеполо и Каналетто — передачу световоздушности, Гойя — резкую экспрессивность и т. д.
Все эти качества офорта позволили ему стать единственно живым и развивающимся видом гравюры с XVI по XIX век. Упразднение долгого и трудоемкого технологического процесса, отсутствие средостения между замыслом и воплощением, подвижность и полная свобода линии, абсолютно подчиняющейся руке художника,— все это сделало офорт наиболее индивидуальной из гравюрных техник (не случайно именно в офорте практически не было разделения на автора композиции и собственно гравера), а сравнительная малотиражность офорта оградила его от стандартизации резцовой гравюры — в силу несравненно более слабой роли потребителя.Ж. Калло
Ярмарка Импрунета
1620
Офорт
Сам круг тем офорта, включая сюда и гравюру сухой иглой, определяется его техническими свойствами — разнообразием линии, естественностью штриховки, некоторой недосказанностью образов, что позволяет выразить в гравюре чувство изменения, процесса, ввести в нее ощущение среды. Поэтому-то для офорта всегда специфичны пейзаж, портрет и психологическая сцена, причем в каждом из этих жанров офорт являет максимальную широту подхода к теме. Так, в пейзаже диапазон офорта — от пленэрного эскиза Мане до напряженной героики Сегерса и рембрандтовских «Трех деревьев»; в офортном портрете процесс становления образа проявляет себя с бесконечной степенью наглядности (сравним хотя бы лист из «Иконографии» Ван Дейка, рембрандтовского Старого Харинга и, скажем, серовского «Шаляпина в роли Грозного»). Что же до психологической сцены, то творчество Рембрандта воплощает, кажется, все варианты ее разработки.
Но главное качество офорта, конечно, не в диапазоне выразительных возможностей.Рембрандт	
Старый Харинг	
Ок. 1655
Сухая игла
В офорте гравюра овладевает двумя важнейшими категориями: текучесть линии, подвижность светотени, момент становления вводят в гравюру категорию времени, а сопоставление большого и малого, игра масштабов (Калло), ритмы форм и самостоятельная жизнь промежутков, интервалов, пустот, цезур (Пиранези) открывают для гравюры пространство как категорию бытия мира.В. А. Серов
Шаляпин в роли Грозного
1897
Сухая игла
И этим категорийным началам офорт больше всего обязан тому, что он всегда был самой живой и плодотворной техникой гравюры. Выше говорилось о том, что гравюра требует в большей степени осмысления, обобщения, символичности, чем живопись или рисунок. Все высшие достижения гравюры определяются этим ее свойством. Листы XV века, Дюрер, Дюве, Калло, Сегерс, Рембрандт, Пиранези, Гойя — каждое из этих явлений может быть проанализировано, истолковано почти в философских терминах. И оттого-то офорт, в основе которого лежат преимущественно категории мировоззренческого плана, оказался ведущей из гравюрных техник.

Предыдущая частьСледующая часть

Главная страница
Ссылки

Используются технологии uCoz