Беленое полотно, окраска "тяя", шитье.
Длина — 168.5 см, длина рукавов — 63.5 см.
Эпоха Эдо (19 век).
Катабира — это общее название для однослойной одежды
без подкладки, однако приблизительно с середины 19 века оно обозначает
только полотняную однослойную одежду.
Оформляющий узор представляет собой изображение пейзажей, цветов и травы.
Для его большей выразительности использованы весьма трудоемкие технические
приемы, такие как вышивка и др. Это высококачественное изделие, называемое
классическим "тяядзомэ"*. Одежда с подобным расположением
узора известна под названием "эдодоки", ее носили женщины,
принадлежавшие к высшим кругам военного сословия. По гербу в виде криптомерии
и мальвы и длинным рукавам можно заключить, что оно принадлежало дочери
Кисю Токугава.
Перед нами — изображения соколов в осеннем сосновом лесу во время дождя,
людских жилищ, выполненных цветными и золотыми нитями цветущих в беспорядке
хризантем. По нижнему краю изображены листья клена момидзи, плывущие
по всколыхнувшимся от дождя и ветра волнам.
Известно немало примеров, когда сюжет для дизайна произведения декоративно-прикладного
искусства выбирался из классической литературы. В данном случае в основу,
по всей видимости, положен рассказ Такафудзи Найдайдзин из сборника
"Кондзяку-моногатари", составленного в эпоху Хэйан (12 век),
в который вошли старые и новые повествования о религиозных и житейских
нравах. Этот рассказ доносит до нас историю о том, как принц Гэндзи
в возрасте 15-16 лет, выйдя в один из сентябрьских дней на соколиную
охоту, пережил много страшных мгновений, будучи застигнут в горах тайфуном,
сопровождавшимся громом, сверкающими молниями и проливным дождем. Укрывшись
от непогоды в одном из жилищ, проведя вечер с девушкой из этого дома
и оставив в залог большой меч, он вернулся домой. На следующий год он
нашел этот безымянный дом, так как ему было дано название и, разыскав
ту девушку, с которой он был раньше, стал воспитываться с ней вместе.
Некоторое время спустя девушка родила императора Дайго, после чего ее
дом стал называться Кадзюдзи-кэ. Таков этот выдуманный счастливый рассказ.
*Тяядзомэ, окраска тяя — техника окраски тканей, изобретенная в ранний
период эпохи Эдо (17 век). Выразительно нанесенная на ткань картинная
композиция, состоящая из таких мотивов, как жилища, водные стремнины,
цветы и трава, выполнялась преимущественно такими цветами, как индиго,
коричневый и желтый на светлом (белом) фоне одежды. Техника тяядзомэ
заключалась в нанесении на те части ткани, которые не подлежали окраске,
рисовой пасты, не пропускавшей краску. Дизайны этого типа были столь
проработанными, а нанесение рисовой пасты на поверхность ткани требовало
так много времени и труда, что получаемая в результате окрашенная ткань
была настолько дорога, что она использовалась только для изготовления
катабира для женщин, принадлежавших к высшему военному сословию. (Прим.
пер.).