Увеличить
Вперед

 

 

 


Катабира.
Соколиная охота в осеннем поле во время дождя.


Беленое полотно, окраска "тяя", шитье.
Длина — 168.5 см, длина рукавов — 63.5 см.
Эпоха Эдо (19 век).

Катабира — это общее название для однослойной одежды без подкладки, однако приблизительно с середины 19 века оно обозначает только полотняную однослойную одежду.
Оформляющий узор представляет собой изображение пейзажей, цветов и травы. Для его большей выразительности использованы весьма трудоемкие технические приемы, такие как вышивка и др. Это высококачественное изделие, называемое классическим "тяядзомэ"*. Одежда с подобным расположением узора известна под названием "эдодоки", ее носили женщины, принадлежавшие к высшим кругам военного сословия. По гербу в виде криптомерии и мальвы и длинным рукавам можно заключить, что оно принадлежало дочери Кисю Токугава.
Перед нами — изображения соколов в осеннем сосновом лесу во время дождя, людских жилищ, выполненных цветными и золотыми нитями цветущих в беспорядке хризантем. По нижнему краю изображены листья клена момидзи, плывущие по всколыхнувшимся от дождя и ветра волнам.
Известно немало примеров, когда сюжет для дизайна произведения декоративно-прикладного искусства выбирался из классической литературы. В данном случае в основу, по всей видимости, положен рассказ Такафудзи Найдайдзин из сборника "Кондзяку-моногатари", составленного в эпоху Хэйан (12 век), в который вошли старые и новые повествования о религиозных и житейских нравах. Этот рассказ доносит до нас историю о том, как принц Гэндзи в возрасте 15-16 лет, выйдя в один из сентябрьских дней на соколиную охоту, пережил много страшных мгновений, будучи застигнут в горах тайфуном, сопровождавшимся громом, сверкающими молниями и проливным дождем. Укрывшись от непогоды в одном из жилищ, проведя вечер с девушкой из этого дома и оставив в залог большой меч, он вернулся домой. На следующий год он нашел этот безымянный дом, так как ему было дано название и, разыскав ту девушку, с которой он был раньше, стал воспитываться с ней вместе. Некоторое время спустя девушка родила императора Дайго, после чего ее дом стал называться Кадзюдзи-кэ. Таков этот выдуманный счастливый рассказ.
*Тяядзомэ, окраска тяя — техника окраски тканей, изобретенная в ранний период эпохи Эдо (17 век). Выразительно нанесенная на ткань картинная композиция, состоящая из таких мотивов, как жилища, водные стремнины, цветы и трава, выполнялась преимущественно такими цветами, как индиго, коричневый и желтый на светлом (белом) фоне одежды. Техника тяядзомэ заключалась в нанесении на те части ткани, которые не подлежали окраске, рисовой пасты, не пропускавшей краску. Дизайны этого типа были столь проработанными, а нанесение рисовой пасты на поверхность ткани требовало так много времени и труда, что получаемая в результате окрашенная ткань была настолько дорога, что она использовалась только для изготовления катабира для женщин, принадлежавших к высшему военному сословию. (Прим. пер.).

Используются технологии uCoz