Черный атлас, вышивка.
Длина — 163.0 см, длина рукавов — 60.5 см.
Эпоха Мэйдзи (19 век).
Вид священной горы Фудзи, открывающийся из сосновой
равнины Михо, это наиболее распространенный пейзажный орнамент; традиционный,
символизирующий Японию мотив. Выполненная на атласном шелке золотыми
и серебряными нитями вышивка, четко различимая даже с большого расстояния,
делает внешность носящего кимоно человека довольно броской.
В последний период эпохи Эдо утикакэ постепенно утрачивает свои функции
церемониальной одежды гражданской и военной знати и довольно быстро
становится неотъемлемой частью свадебного наряда женщин из купеческого
и других сословий, что сохраняется и по настоящее время. Данный экспонат
представляет собой пример ортодоксального утикакэ, называемого дзигуро
(чернофонным).
Первоначально ничем не отличавшееся от косодэ утикакэ почти сразу стало
более помпезным благодаря изменению толщины и веса набивки в нижней
его части. По этой же причине оно было весьма неудобным для ходьбы,
и носившие утикакэ также и летом куртизанки придерживали при движении
левую полу. Отсюда при употреблении выражения "левая пола"
подразумевалась женщина легкого поведения. Действительно, куртизанки,
которых мы можем видеть на гравюрах укиё-э, изображены придерживающими
именно левую полу.
Одежда, называемая в театре Кабуки "какэ", представляет собой
не что иное, как упрощенный вариант утикакэ, однако в этом случае присутствует
некоторая тенденция к эффектации, обусловленная заботой об успехе сцены,
а также стремлением к усилению великолепия и оригинальности главного
актера, исполняющего роли женщин из веселых кварталов.
Что касается данного экспоната, то это, по-видимому, свадебный наряд
девушки из купеческого дома.