Перманентное регентство
Н.И. Конрад
Сурдель Доминик, Сурдель Жанин
"Цивилизация классического ислама"
Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
стр. 360-362
Глава 8
Дворец и окружение правителя
<...>
В недрах огромного халифского дворца, населенного разного рода челядью и придворными,
величие халифа заявляло о себе уже в день его первой торжественной аудиенции.
Присяга членов Общины, зачастую принятая им первоначально еще в момент его назначения
наследником, подлежала обновлению. Эта присяга, как мы видели, могла приноситься
в два этапа: сначала аристократией, затем народом — в первом случае это была
"частная присяга", во втором — "публичная". Если вторая
была в общем лишь формальностью, то первая могла состояться только с согласия
главных сановников двора и членов халифской фамилии. В зависимости от эпохи
вазир, великий кади или эмир оказывали на этот выбор преобладающее влияние.
Дискуссии не исключались, особенно если халиф умирал, не назначив наследника,
как случилось, например, по смерти ал-Васика в 847 г., или когда близкие вынуждали
умирающего халифа назначить нужного им наследника, как это произошло, когда
властный ал-Муктафи в 908 г. слег в болезни, от которой не смог оправиться.
Но в любом случае требовалось, чтобы назначение халифа получило одобрение его
родственников или сановного окружения, а также было поддержано некоторыми провинциальными
наместниками. Иногда даже приходилось добиваться, чтобы ранее назначенный преемник
отказался от своих прав, — благодаря чему, например, ал-Махди сделал наследником
своего сына Мусу вместо избранного первоначально двоюродного брата.
Присяга, обязывающая обе стороны — нового или будущего халифа и его подданных,
— некогда приносилась в мечети. Позднее, в аббасидскую эпоху, распространился
обычай проводить церемонию во дворце. Уже в 777 г., когда ал-Махди велел обновить
клятву своих подданных, чтобы добиться назначения наследником своего сына Мусы,
он первым делом созвал в свой дворец самых значительных персон. Только затем,
рассказывает историк ал-Табари, он отправился в соборную мечеть Русафы и там
воссел на минбар в сопровождении сына, который расположился ступенькой ниже,
тогда как Иса, его лишенный наследства двоюродный брат, остался стоять у подножия.
Детали этой церемонии могут рассматриваться как вполне типичные, а посему заслуживают
особого внимания. Халиф, возблагодарив Аллаха, восславив его и воззвав с молитвой
и словами благодарности к Пророку, сообщил затем присутствующим, что члены его
фамилии, приближенные, военачальники, его помощники и другие хорасанцы решили
сместить Ису и передать его титул Мусе, сыну эмира правоверных, избранному и
одобренному ими. Апеллируя к мнению этих персон, доброе расположение которых
он хотел бы, по его словам, сохранить, а отнюдь не вызвать разногласия, он в
присутствии самого Исы сообщил, что освобождает подданных от отягощавшей их
прежде клятвы, что Мусе, который будет следовать Книге и сунне своего Пророка
лучше и точнее, отныне переходят качества, прежде возложенные на Ису, и что
это скреплено документом, исходящим от эмира правоверных и членов его фамилии
с приближенными. "Дайте же клятву, — продолжал халиф, — все, кто здесь
присутствует; поспешите совершить то, что другие уже сделали до вас, ибо все
благо состоит в собирании общины, а все зло — в разделении. Я молю Аллаха послать
нам согласие, а вам — помощь Его милосердия, милость Ему повиноваться и Ему
угождать; я молю Его простить меня, равно как и вас". Муса сидел в этот
момент ниже отца с открытым лицом и отстранившись от минбара, чтобы не затруднять
тех, кто пришел принести присягу и коснуться его руки. Иса все время оставался
стоять на своем месте, и ему зачитали бумагу, в которой он объявлял об отречении
от своих прав наследного принца и о том, что по своей доброй воле, без какого-либо
принуждения, с полным удовлетворением и без всякого отвращения освобождает всех
принесших ему присягу от их обязательств. Затем он сам взошел, чтобы принести
присягу ал-Махди, коснулся его руки и удалился. Члены фамилии ал-Махди, в свою
очередь, принесли присягу ал-Махди и Мусе согласно возрасту, коснувшись того
и другого рукой. За ними последовали советники, наиболее выдающиеся военачальники
и приближенные, пока ал-Махди не спустился наконец с минбара, чтобы отправиться
во дворец, предоставив Халиду ибн Мансуру заботу принимать присягу оставшейся
аристократии и народа.
Первая церемония, проведенная от начала до конца во дворце, имела место позднее,
в начале X в. На ней присутствовали только "великие", но она могла
быть достаточно продолжительной — так, в 908 г., во время заговора Ибн ал-Мутазза,
принесение присяги аристократией, хашимитами и сановниками длилась в течение
всего послеобеденного времени. Что касается присяги народа, о которой почти
не говорилось, ибо она не имела уже никакого значения, то она продолжала совершаться
в соборной мечети и, без сомнения, через посредника.
Ротация и кооптация
П.Ю. Уваров